Отчёт о проделанной работе

Практикум "Формирование экономической культуры младших школьников на занятиях в бизнес-компании"

11.11.2023

      Руководитель  ресурсного центра С. А. Дерачиц и  руководитель бизнес-компании "Крокус" Н. И. Коляда организовали практикум по  теме "Формирование экономической культуры младших школьников на занятиях в бизнес-компании". Были приглашены учащиеся младших классов. Они посетили занятия бизнес-компании, на котором познакомились с сувенирной продукцией. Руководитель бизнес-компании познакомила ребят с понятиями "сырьё", "производство продукции", "готовая продукция", "цена", "доходы и расходы", "прибыль, "реклама". В конце занятия учащиеся приобрели понравившиеся сувениры, а  также изъявили желание в будущем посещать бизнес-компанию.  

  

свернуть

Круглый стол по теме "Особенности организации ресурсного центра в 2023/2024 учебном году"

06.10.2023

    6 октября руководитель  ресурсного центра С.А.Дерачиц провела круглый стол по теме «Особенности организации работы ресурсного центра в 2023/2024 учебном году». Присутствовали творческая группа ресурсного центра, классные руководители, педагог-организатор М.Э.Котко и библиотекарь М.И.Пашкевич. Светлана Алексеевна ознакомила присутствующих с планом работы ресурсного центра на новый учебный год, с нормативны ми правовыми актами, инструктивно-методическими материалами по организации работы ресурсного центра. Руководитель  ресурсного центра ознакомила участников круглого стола с тематикой семинаров-практикумов на предстоящие учебные четверти: «Формирование экономической культуры младших школьников на занятиях в бизнес-компании», «Формирование основ экономической культуры школьников на уроках математики», «Налоги и налогообложение», круглый стол «Формирование у школьников экономических знаний, как  важнейшего компонента экономической культуры». Кроме  того , С.А.Дерачиц напомнила классным руководителям о предстоящем анкетировании по выявлению профессиональных затруднений в работе с учащимися. В конце обсуждения руководитель ресурсного центра обратила внимание участников круглого стола на то, что они всегда могут рассчитывать на методическую помощь по организации мероприятий по формировании экономической культуры учащихся.

 

 

свернуть

Весенняя благотворительная ярмарка

06.03.2023

     6 марта в Хотомельской средней школе  прошла весенняя благотворительная ярмарка. Цель: привлечение учащихся к участию помощи  людям, способом принятия  участия в благотворительной ярмарке. На ярмарке была представлена продукция  приготовленная самими ребятами, а также продукция учебной  бизнес-компании "Крокус" и продукция  объединения по интересам "Шитьё". Ребята, которые реализовали свою продукцию, перед началом торговли оформили  товарную накладную, в которой указали  наименование  и количество своего  товара. На ярмарке  в лице  учащихся 11 класса Сычевич Наталии и Мозоль Ирины  работала налоговая инспекция и по окончании торговли "продавцы" обязаны от своей выручки сдать в кассу, им был выдан приходный кассовый ордер. Вырученные на ярмарке средства  пойдут на  поздравление с Международным женским днём и оказание помощи  одиноким, инвалидам и престарелым женщинам нашей деревни.

 

                         

свернуть

Игра по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

24.01.2023

13 января в 11 классе была организована деловая игра по финансовой грамотности и предпринимательской деятельности по теме «Семейный бюджет». Цель занятия: формирование знаний и умений планирования семейного бюджета и навыков рационального ведения бюджета семьи учащихся. В процессе игры ребята сформировали понятие «семейный бюджет», рассмотрели различные виды семейного бюджета, ознакомились с основными источниками доходов и расходов, а также сформировали представление о структуре бюджета семьи. При подведении итогов игры, учащиеся   пришли к выводу, что главная задача при формировании семейного бюджета – не допустить дефицита бюджета. Кроме того, они согласились с тем, что при покупке каких-либо вещей необходимо соотносить свои требования с финансовыми возможностями своей семьи. В конце занятия классный руководитель  С.А.Дерачиц предложила учащимся, что каждый из них может вести свою домашнюю бухгалтерию, опираясь на знание семейного бюджета, и  что при ведении семейного бюджета очень важную роль играет правильный выбор статей расходов.

 

      

      

 

свернуть

Семинар-практикум по теме «Как составить бизнес-план?»

31.12.2022

     31 декабря в кабинете бизнес-компании «Крокус» руководителем ресурсного центра С.А.Дерачиц был проведен семинар-практикум по теме «Как составить бизнес-план?» Присутствовали классные руководители 8,9,10,11 классов, руководитель бизнес-компании «Крокус» Н.И.Коледа. Цель семинара-практикума: разработка методики составления бизнес-плана как рабочего документа учебной бизнес-компании, главная задача: овладеть инструментами бизнес-планирования и навыками определения основных направлений оптимизации бизнес-процессов.

     На основном этапе практикума педагоги ознакомились с понятием «Что такое бизнес-план и каковы его функции?», а также изучили цель бизнес-плана и задачи бизнес-планирования. Далее Надежда Ивановна ознакомила участников семинара-практикума со структурными элементами бизнес-плана «Крокус».

     В практической части Светлана Алексеевна, руководитель ресурсного центра предложила педагогам составить проект бизнес-плана учебной бизнес-компании по производству той или иной продукции с учетом выполнения конкретных функций конкретными должностными лицами. Для работы участники объединились в группы по два человека. Каждая группа получила карточку с названием своей должности в учебной бизнес-компании (директор, заведующий производством, финансист, менеджер по маркетингу, дизайнер), а также лист формата А4 с заданием в виде таблицы, в левой части которой прописаны  направления деятельности конкретного должностного лица.

Задание: в соответствии с должностными обязанностями продумать содержание своей деятельности и разработать проект бизнес-плана с позиции занимаемой должности. На выполнение задания отводилось 20 минут. Затем прошла презентация выполненной работы, были подведены итоги.

свернуть

«Методы формирования экономической культуры старшеклассников»

29.10.2022

     29 октября руководитель ресурсного центра  С.А.Дерачиц провела круглый стол по теме «Методы формирования экономической культуры старшеклассников». Присутствовали классные руководители 9, 10 класса : С.Н.Коледа и Н.С.Коледа. Во время беседы были раскрыты возможные методы формирования экономической культуры личности старшеклассника, реализуемые с помощью основных форм реализации экономического воспитания в школе, таких как организация учебных фирм, компаний, технопарков, бизнес-компаний ,стартап-центров и т.д. Был подробно рассмотрен перечень методов, применяемых в экономическом воспитании:

-методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, демонстрация видеосюжетов и фильмов для обсуждения, дискуссия, анализ проблемной ситуации);

-методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, деловая и ролевая игра, трудовая деятельность, расчет бюджета своей семьи, изготовление товара для последующей продажи, проблемный и проектный методы, мозговой штурм);

-методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий);

-методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности).

    Таким образом, педагоги пришли к выводу, что для решения задач экономического воспитания важно сочетать различные методы, приемы и средства. Педагог должен выбирать и использовать систему методов в соответствии с поставленными целью и задачами.  При использовании разнообразных методов воспитания учащиеся получают возможность проявлять свою индивидуальность, творческий потенциал, а сам процесс развития их экономической культуры становится интересным, привлекательным. Педагогам следует отдавать предпочтение методам, которые эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для учащихся, способствуют саморазвитию личности, проявлению своего «я».

 

свернуть

Круглый стол по теме "Особенности организации ресурсного центра в 2022/2023 учебном году"

04.11.2022

Круглый стол «Особенности организации работы ресурсного центра в 2022/2023 учебном году».

 

      4 октября руководитель ресурсного центра С.А.Дерачиц провела круглый стол по теме «Особенности организации работы ресурсного центра в 2022/2023 учебном году». Присутствовали  классные руководители, педагог-организатор М.Э.Котко и библиотекарь М.И.Пашкевич. Светлана Алексеевна  ознакомила присутствующих с планом работы ресурсного центра на новый учебный год, с нормативными правовыми актами, инструктивно-методическими материалами по организации работы ресурсного центра. Руководитель ресурсного центра ознакомила участников круглого стола с тематикой семинаров-практикумов на предстоящие учебные четверти: «Методы формирования экономической культуры старшеклассников», «Как составить  бизнес-план?», практикум «Налоги и налогообложение», «экономическое образование школьников: актуальные аспекты».

       Кроме того, С.А.Дерачиц напомнила классным руководителям 8-11 классов о предстоящем анкетировании по выявлению профессиональных затруднений в работе с учащимися, а также отметила, что  все классные руководители могут рассчитывать на методическую помощь в организации мероприятий по формированию экономической культуры учащихся.

свернуть

Экономика семьи

05.03.2022

      В VII классе Лешкевич Е.С., классный руководитель, провела с учащимися дискуссию по теме "Экономика семьи.

     Мероприятие прошло в форме диалога. В ходе мероприятия ребята углубили свои знания в области экономики, убедились в том, что необходимо правильно планировать семейный бюджет. Учащиеся поупражнялись в планировании семейного бюджета. Они анализировали информацию, обобщали её и делали выводы. Каждый смог высказать своё мнение, как нужно планировать семейный бюджет. В конце занятия ребята написали советы по правильному планированию семейного бюджета.

    

свернуть

Экономическая викторина

05.02.2022

      05 февраля 2022 г. классный руководитель Коляда С. Н. провела викторину «Экономические загадки» для учащихся VIII класса.

      Викторина состояла из нескольких разделов: «Вопрос-ответ», «Головоломка», «Шифрограмма».

    В ходе мероприятия ребята расширили свои знания в области экономики, выполняя задания различной сложности: решали задачи, отгадывали загадки, расшифровали шифрограмму.

     Результаты подвели при помощи специальной анкеты, которая показала на сколько каждый участник может быть успешным в экономических делах, а викторина определила самых внимательных. Это были Коледа Артем и Мозоль Дмитрий.

    Данное мероприятие содействовало усвоению детьми основных экономических понятий и развитию кругозора.

   

   

свернуть

Семинар-практикум для педагогов, выполняющих функцию классного руководителя 1-4 классов «Сказка как средство экономического воспитания учащихся начальных классов»

28.12.2021

      28 декабря руководитель ресурсного центра С.А.Дерачиц провела семинар-практикум для педагогов, выполняющих функцию классного руководителя, 1-4 классов по теме «Сказка как средство экономического воспитания учащихся начальных классов». С.А.Дерачиц начала семинар со вступительного слова:

-Необходимость приобщения школьников к экономике связана с тем, что они живут в ХХІ веке с его социальными и экономическими взаимоотношениями. Дети вырастут и в жизни столкнутся с различными ситуациями, которые потребуют самостоятельного принятия решений, а значит, умения рационально использовать своё время и творчески мыслить. Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности, и именно поэтому нужно ввести ребёнка в проблему экономического воспитания именно посредством сказки. Сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению. Любая сказка (народная или авторская) “обучает и воспитывает”, т.е. несёт в себе большой образовательный и воспитательный потенциал, в том числе способствует формированию у детей младшего школьного возраста экономических знаний. И вы, как учителя начальных классов, должны поставить перед собой задачу – сформировать у детей элементарные экономические представления, необходимые в практической деятельности, и начало экономической культуры посредством сказки.  

      Поскольку семинар-практикум проходил в школьной библиотеке, учителям начальных классов было предложено исследовать сказочные произведения разных видов: народные сказки и авторские. В итоге педагоги отобрали серию сказок, наиболее ценных с точки зрения экономического содержания. Котко И.М., учитель 4 класса отметила, что и в народных,  и в авторских сказках  экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

     В основной части семинара-практикума Светлана Алексеевна предложила педагогам разделить отобранные сказки на 4 группы, ориентированные на основе экономических понятий:

-сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения; (народные сказки “Жадная старуха”, “Иван-царевич и серый волк”; А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”, К.И.Чуковский “Телефон” и др.);

-сказки о деньгах; (К.И.Чуковский “Муха-Цокотуха”, Ш.Перро “Кот в сапогах”, С.Михайлов “Как старик корову продавал” и др.);

-сказки, отражающие труд людей; (“Терем-теремок”, “Хаврошечка”, “Мужик и медведь”, “Морозко”, А.С.Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”);

-сказки, помогающие понять значение таких “экономических”  качеств  личности, как экономичность, предприимчивость, расчетливость, практичность, хозяйственность, бережливость; (народные сказки “Лисичка со скалочной”, “Мена”, “Выгодное дело”, В.Катаев “Дудочка и кувшинчик” и др.).

      В заключительной части семинара руководитель ресурсного центра С.А.Дерачиц познакомила учителей начальных классов с интернет-ресурсами, где можно познакомиться с “Экономическими сказками для младших школьников” (сайт Весёлый ранец – veselyy-ranets.ru); «Путешествие в мир экономики со сказочными героями», где можно ознакомиться со сборником «Сказки со всего света».

                     

      Руководитель ресурсного центра подвела итог работы с педагогами и отметила, что знакомя учеников с азами экономики посредством сказок необходимо учить детей тому, чтоб они не только умели слушать и пересказывать сказку, но и понимали содержание сказочного произведения, выражали свое эмоциональное отношение к героям сказки, овладевали средствами взаимодействия со сказочными героями,  умели высказывать оценочные суждения о поступках героев  с “экономических” позиций. Таким образом, вышеперечисленные экономические сказки смогут сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным.

      

свернуть

Круглый стол "Особенности организации работы ресурсного центра в 2021/2022 учебном году".

04.10.2021

    4 октября руководитель  ресурсного центра С.А.Дерачиц провела круглый стол по теме «Особенности организации работы ресурсного центра в 2021/2022 учебном году». Присутствовали творческая группа ресурсного центра, классные руководители, педагог-организатор М.Э.Котко и библиотекарь М.И.Пашкевич. Светлана Алексеевна ознакомила присутствующих с планом работы ресурсного центра на новый учебный год, с нормативны ми правовыми актами, инструктивно-методическими материалами по организации работы ресурсного центра. Руководитель  ресурсного центра ознакомила участников круглого стола с тематикой семинаров-практикумов на предстоящие учебные четверти: «Сказка как средство экономического воспитания учащихся  начальных классов», «Экономическое воспитание в трудовой деятельности, «Проведение родительских собраний. Поговорим о семейной экономике». Кроме  того , С.А.Дерачиц напомнила классным руководителям о предстоящем анкетировании по выявлению профессиональных затруднений в работе с учащимися. В конце обсуждения руководитель ресурсного центра обратила внимание участников круглого стола на то, что они всегда могут рассчитывать на методическую помощь по организации мероприятий по формировании экономической культуры учащихся.

 

 

свернуть

План проведения недели финансовой грамотности

10.03.2021

Видеоролик "Деньги имеют значение"

04.03.2021

      Учащиеся школы под руководством Мозоль И.А. приняли участие  в конкурсе видеороликов "Деньги имеют значение". Конкурс  проводится Национальным банком Республики Беларусь в рамках Недели финансовой грамотности.

Видеоролик "Деньги имеют значение" посмотреть можно - здесь

свернуть

Экономическая карусель

05.12.2020

      05 декабря для учащихся 4 класса была проведена  игра-путешествие «Экономическая карусель». В ходе игры  учащиеся познакомились со значением слов «Экономика», «бережливый», «расточительный». Расшифровав ребус, дети узнали, кто такой Аристотель и как он связан со словом «экономика». В ходе проведения разных заданий учащиеся   узнали разницу между экономикой и бережливостью, вспомнили героев художественных произведений, мультфильмов, проявивших примеры экономики, бережливости, расточительности.

  

 

свернуть

Игра "Экономическое казино"

05.12.2020

      05 декабря в 9 классе была проведена игра «Экономическое казино». Класс был разделен на две команды. В процессе игры учащиеся отвечали на вопросы с разных областей экономики: вопросы с области рынка ценных бумаг, банковского дела, экономической теории, вопрос о специалистах в экономических вопросах, вопрос с истории экономики. Участники игры познакомились с денежными единицами заграничных государств, с названиями денежных финансовых документов. За правильный ответ команды получали своеобразные банкноты ценностью в один «эк-ум» - «экономический ум. При чём на протяжении игры они смогли как увеличить своё «эк- умственное положение», так и стать банкротом. В конце игры была определена игра-победитель, которая сильно пополнила свой счёт.

      

свернуть

Ресурсный центр (ШУМО)

04.09.2020

       4 сентября в государственном  учреждении  образования "Хотомельская средняя школа" прошло ШУМО классных  руководителей, на котором был рассмотрен вопрос об организации работы ресурсного центра на базе школы по формированию экономической культуры учащихся. Руководитель ресурсного центра Котко С.Н. познакомила педагогов с анализом работы за 2019/2020 учебный год, с целью и задачами  на 2020/2021 учебный год. Также озвучила проект плана работы ресурсного центра  на 2020/2021 учебный год. Педагоги были  ознакомлены с режимом работы ресурсного центра. Светлана Николаевна напомнила о предстоящем анкетировании педагогов формирование экономической культуры  учащихся".

свернуть

Неделя финансовой грамотности!

30.03.2020
    В рамках Недели финансовой грамотности детей и молодёжи 27 марта в школе была проведена презентация «Цифровая безопасность личных финансов».
развернуть

       О правилах пользования банковской карточкой и об опасностях в Интернете учащимся 5-8 классов рассказали Мария Стреха и Наталья Сычевич, учащиеся 8 класса.

       28 марта для учащихся 2-4 классов был организован просмотр мультфильмов «Денежная азбука».

свернуть

Презентация работы ресурсного центра

25.02.2020
  22 февраля Котко С.Н., руководитель ресурсного центра, и директор школы Мозоль И.А. представили презентацию работы ресурсного центра «Формирование экономической культуры учащихся» на районном методическом марафоне, который прошёл на базе Бережновской средней школы.
развернуть

 

      В начале мероприятия Котко С.Н. рассказала присутствующим педагогам о деятельности ресурсного центра и о имеющихся ресурсах. Вниманию педагогов представили одно из наиболее значимых  средств по формированию экономического воспитания – игру.

      Педагоги разделились на две  команды: «Экономисты» и «Банкиры». Игра включала несколько конкурсов: «Бартер», «Аверс-реверс», «Разгадай ребус», «Что это за профессия», Пословицы и поговорки о деньгах», «Разгадай кроссворд», «Соотнеси понятия с определениями», «Блиц-опрос» и др.

      За каждый правильный ответ команда получила «денежку».

      В заключительной части игры команды подсчитали  «денежки» и определилась команда-победитель.

     После подведения итогов участники оценили  мероприятие, выбрав соответствующий цвет стикера.

     На закрытии методического марафона педагогам  ,принявшим участие директор  школы А.Н.Минкевич вручил сертификаты.

свернуть

Семинар-практикум!

21.02.2020
20 февраля в Хотомельской средней школе в рамках работы ресурсного центра по формированию экономической культуры учащихся прошёл семинар-практикум для педагогов «Игра как средство формирования экономической культуры учащихся».
развернуть

      Руководитель ресурсного центра Котко С.Н. ознакомила педагогов с перечнем ресурсов ,которые  имеются в ресурсном центре.

      - Среди различных форм, методов работы, которые используются  для создания условий по формированию экологической культуры учащихся, игра рассматривается как одно из главных средств воспитания, - сказала Светлана Николаевна, - игра постоянная и неизменная спутница жизни ребёнка, с помощью игры сплочается коллектив, учащиеся примеряют на себя различные социальные роли, приучаются к труду. Чтобы заинтересовать детей основами экономических знаний, нужно образовательных процесс  сделать  увлекательным, включить в  него игровые моменты.

       Практическая часть  семинара прошла в форме игры.

      Педагоги разделились  на две команды: экономисты и банкиры. За каждый правильный ответ команда получала «денюжку» (бумажный рубль).

      Педагоги приняли активное  участие в конкурсах: совершите обмен (бартер), ответить на вопросы теста, разгадать кроссворд, разгадать ребусы, объединить слова общим термином, написать пословицы и поговорки, в которых вспоминаются деньги или говорится о богатстве,  ответить на вопросы блиц-опроса, соотнести понятия с определениями и др.

      В результате упорной борьбы победила команда  «Банкиры», которая заработала наибольшее количество «денежек».

свернуть

Осенняя благотворительная ярмарка

23.11.2019

23.11.2019 в рамках работы ресурсного центра по формированию экономической культуры учащихся в школе прошла благотворительная осенняя ярмарка. Активное участие в ярмарке приняли родители, педагоги, учащиеся. Для покупателей был предложен разнообразный ассортимент продукции. Свою продукцию также представила школьная бизнес-компания "Крокус". На ярмарке работала "налоговая инспекция", в состав которой входили учащиеся 10-11 классов. Каждому участнику необходимо было заполнить товарную накладную, где обязательно нужно указать наименование товара, цену, общую стоимость товара. По окончании мероприятия каждый участник уплатил 10 процентов от полученной выручки в "налоговую инспекцию". Все вырученные средства были направлены на благотворительность в поддержку инвалидам. 

  

свернуть

Работа факультатива "Основы экономических знаний"

18.12.2019

18.12.2019 в рамках  работы ресурсного центра по формированию экономической культуры прошло факультативное занятие  в 7 классе "Основы экономических знаний". В ходе занятия учащиеся познакомились с видами торговли, работали с экономическими понятиями. Также для учащихся были проведены экономические игры. 

свернуть