Проект шестой день

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ХОТОМЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

СТОЛИНСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШЕСТОГО ШКОЛЬНОГО ДНЯ

 

НОМИНАЦИЯ «Лучшая идея школьной бизнес-компании»

 

 

 

«БИЗНЕС-КЛУБ ИЛИ КАК СТАТЬ ПРЕДПРИИМЧИВЫМ»

 

  

 

Авторы: Коляда Надежда Ивановна., учитель иностранного языка,           Мозоль Инна Александровна, учитель истории,   Котко Светлана Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе, Коляда Дарья, Коляда Кристина, Мальчук Виктория – учащиеся 11 класса

  

Содержание

 

 1. Введение в проект………………………………………………………….2-4

2. Цель…………………………………………………………………………...........4

3. Задачи и ожидаемые результаты…………………………………... 4

4. Сроки реализации проекта……………………………………………….4

5. Участники проекта……………………………………………………....……4-5

6. Содержание проекта……………………………………………………...….5-6

7. План реализации проекта………………………………………………....7-12

8. Социальное партнёрство………………………………………………….…13

9. Бюджет проекта……………………………………………………………....…13

10. Мониторинг эффективности реализации проекта…………13-14

  1. Потенциал развития проекта………………………………………..15

12. Приложения………………………………………………………….......……16-38

 

 

  1. Введение  в  проект

 

В статье 91 Кодекса Республики Беларусь об образовании из десяти требований к организации образовательного процесса вторым является компетентностный подход. Одной из семи ключевых образовательных компетенций является социально-трудовая компетенция.

Далеко не всеми придается зна­чение важности формирования социально-трудовых компетенций (компетен­ции в сфере социально-трудовых отношений рассматриваются А.В. Хуторским, разработчиками стратегии модернизации образования).  Ученые отмечают, что в  социально-трудовой компетенции деятельностный компонент выражается в подготовленности к выбору конкретного направления деятельности и состоит в умении анализировать си­туацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной пользой; во владении этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; в на­выках социальной активности и функциональной грамотности, а также в спо­собности генерировать и продуцировать новые представления и идеи, разра­ботки, проектировать и моделировать их в практических формах, в конкретной деятельности.

Экономически грамотный человек – это человек со сформированным экономическим мышлением, способный действовать в ситуации выбора, сознающий собственную ответственность. Экономическая грамотность универсальна и проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

Любой человек в современном обществе должен обладать экомической культурой: участвовать в хозяйственной деятельности, быть  трудолюбивым, экономным и бережливым, уважительно относится к любой форме собственности. Одной из составляющих экономической культуры является финансовая грамотность.

Финансовая грамотность полагает понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений (принятие решений о тратах и сбережениях, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели).

Принимать решения по финансовым вопросам людям приходится постоянно. В наши дни финансовые отношения намного усложнились. Инвестирование, сбережение, кредитование – эти и другие процессы являются неотъемлемой частью жизни современного человека.  И очень важно, чтобы подрастающее поколение обладало навыками принятия ответственных и сознательных решений, которые в дальнейшем будут влиять на уровень их доходов, а в итоге, и на темпы экономического роста страны в целом.

Поэтому для современной школы одной из наиболее актуальных задач является воспитание  экономической  культуры учащихся.

На наш взгляд, создать условия для воспитания экономической культуры, формирования экономической и финансовой грамотности, в частности, и для формирования социально-трудовой компетенции в целом,  можно посредством привлечения учащихся к деятельности в   школьной бизнес-компании. По сути школьная бизнес – компания – это деловая игра, которая воссоздаёт работу реальной фирмы, где за каждым работником закреплены определённые функции. Основной целью деятельности является формирование основ предпринимательской и потребительской культуры, получение экономических знаний и применение их на практике, содействие профессиональному самоопределению.

Реализовать цели школьной бизнес-компании наиболее оптимально в шестой школьный день. Наверное, для многих сельских школ проблемным является привлечение в шестой день в школу большого количества учащихся старших классов. Особенно снижается посещаемость в пик сельскохозяйственных работ (сентябрь, апрель). Что новое, интересное предложить ребятам, чтобы обеспечить их полезную занятость? Как научить их правильно совмещать занятия в ШБК и работу дома? Как научить их рационально использовать время? Ответы на все эти вопросы мы надеемся получить в ходе реализации школьного субботнего проекта «Бизнес-клуб, или как стать предприимчивым?»

Вовлечение учащихся в школьную бизнес-компанию позволит ребятам получить практический опыт в сфере предпринимательства, развить креативность, предприимчивость, инициативность, ответственность. Это основные качества, которые нужны представителям любой профессии на современном рынке труда.

Участие ребят в школьной бизнес-компании повысит вероятность               их будущего успеха в бизнесе, трудоустройстве и карьерном росте. Эти учащиеся будут обладать конкурентоспособностью, умением повышать свой уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. А это будет положительно влиять на темпы экономического роста страны в целом.

 

  1. Цель

Создание условий для формирования экономической культуры, развития предпринимательства в молодёжной среде, осознанного профессионального самоопределения учащихся и организации временной трудовой занятости  посредством участия в работе школьной бизнес-компании в рамках шестого школьного дня.

  1. Задачи

 

  1. Создать школьную бизнес-компанию (ШБК)

2. Провести теоретическую подготовку учащихся-членов  ШБК по основам экономических знаний

3. Оформить помещение (офисное и производственное) для ШБК

4. Организовать производство и реализацию продукции ШБК

5. Подготовить и провести итоговую презентацию о деятельности ШБК

 

 

4. Сроки  реализации  проекта

 

 Сентябрь 2018 года – май  2019 года

Этапы:

1-й организационный (целеполагание, проектирование)

2-ой реализационный:   октябрь 2018 – май 2019

3-ий аналитико-рефлексивный: май 2019

 

5. Участники  проекта

 

         Целевая группа – учащиеся 9-11 классов, 41 человек.

         Инициативная группа – Котко Светлана Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель проекта, Коляда Надежда Ивановна, учитель иностранного языка, педагог дополнительного образования, руководитель школьной бизнес-компании,  Мозоль Инна Александровна, учитель истории,  Коляда  Дарья,  Коляда Кристина, Мальчук Виктория – учащиеся 11 класса, Вабищевич Вера, Лешкевич Любовь, Шпаковская Галина – учащиеся 10 класса.

Рабочая группа – Антоненко Анатолий Васильевич, классный руководитель 10 класса, Лешкевич Елена Станиславовна, классный руководитель 11 класса, Машлякевич Людмила Васильевна, классный руководитель 9 класса,  учащиеся  9 – 11-ых классов (члены ШБК, 17 человек).

 

  1. Содержание  проекта

 

         Педагоги школы и учащиеся готовы начать работу по разработке проекта и его реализации. Организации проектной и исследовательской деятельности  в педагогическом коллективе уделяется должное внимание.    

           Многие учащиеся 9-11 классов изначально мотивированы на работу в школьной бизнес-компании. В своё время они посещали, а учашиеся 11 класса и сейчас посещают факультатив «Основы экономических знаний».

         Кадровый потенциал учреждения позволяет реализовать идею производства в ШБК сувенирно-подарочной продукции.

         На первом этапе проектной деятельности  инициативной группе необходимо  изучить нормативные правовые документы по организации деятельности ШБК,  определить цель и задачи  реализации проекта,  разработать план реализации проекта. Провести стартовую диагностику. Создать рабочую группу и дать ей целевую установку по реализации проекта. Создать открытое акционерное общество (ОАО).

На втором этапе проектной деятельности в рамках шестого школьного дня организуется теоретическая подготовка учащихся к работе в ШБК, налаживается процесс производства и рекламирование продукции ШБК ОАО «Крокус». Реализация продукции компании осуществляется  на общешкольных тематических ярмарках (в шестой школьный день), на общешкольных и районных мероприятиях, в частном порядке, на рынке в а.г. Рубель.   

Проводится активная рекламная политика через использование школьного сайта, сети Интернет, распространение флаеров (рекламных листовок). Проводятся собрания акционеров с целью информирования их о  финансовом состоянии компании. Организуется работа по пропаганде работы ШБК через участие в общешкольных родительских собраниях, общешкольных воспитательных мероприятиях. Проводится  промежуточная диагностика.

На третьем этапе инициативной и рабочей группам предстоит провести работу по итоговой диагностике,  отчитаться перед акционерами, рассчитаться с ними, стимулировать членов ШБК. Подвести итоги работы ШБК, так как согласно Положению о ШБК, она действует только на протяжении учебного года.

      Содержание проекта также можно представить в форме модулей с определением задач:

Модуль 1. Школьная бизнес-компания (задача - ознакомление членов инициативной и рабочей групп с нормативными документами по организации деятельности ШБК. Разработка локальных документов. Создание ШБК )

         ШБК. Положение о ШБК. Цели и задачи ШБК. Цели задачи проекта. Создание  открытого акционерного общества (ОАО). Стартовая диагностика.

Модуль 2. Теоретическая подготовка  учащихся  (задача - мотивация учащихся на работу в ШБК )

Экономика. Отрасли экономики. Экономические понятия (труд,  ресурсы, заработная плата, конкуренция, рынок, предпринимательство, занятость и безработица, маркетинг). Экономическая культура и её составляющие.  ШБК. Положение о ШБК. Цели и задачи ШБК. Цели и задачи проекта.

Модуль 3. Помещение ШБК. Охрана труда (задача - знакомство с требованиями к содержанию рабочего места,  формирование представления о зонах помещения ШБК, создание и соблюдение безопасных условий труда).

Подготовка  и оформление помещения. Должностные обязанности. Рабочие инструкции.

Модуль 4. Производство и реализация  (задача - пропаганда добросовестного отношения к труду. Повышение эффективности трудового воспитания)

Изучение рынка. Производство. Реализация. Рекламная деятельность. Документация ШБК. Промежуточная диагностика.

Модуль 5. Результаты деятельности ШБК  (задача -  воспитание  заинтересованности в результатах труда, развитие потребности в трудовой деятельности, формирование социально-трудовой компетенции)

         Результат деятельности ШБК. Итоговое собрание акционеров. Итоговая диагностика. Презентация деятельности ШБК.

Вся проделанная работа, безусловно, будет содействовать достижению поставленной цели  и решению намеченных задач, росту педагогического мастерства, росту уровня  экономической культуры, как педагогов, так и учащихся. И, несомненно, росту значимости шестого школьного дня.

 

 

  1. План реализации проекта

 

Этапы освоения

Деятельность на данном этапе

Планируемый результат

Сроки освоения

Полученный результат

КОД

(контрольно-

оценочная

деятельность)

1-ый этап

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

(сентябрь)

модуль  1

целеполагание

 

 

проектирование

 

 

 

стартовая диагностика

 

 

 

Приложение 1,2,3

(бизнес-план, акции, диаграммы)

Актуализация проблемы. Изучение нормативных документов,

определение цели и задач проекта по организации 6-го школьного дня.

 

 

Разработка

проекта,

составление

бизнес-плана,

создание ОАО,

проведение анкетирования

Постановка  цели и задач.  Определены основные направления работы.

 

 

Проект,

 

бизнес-план.

 

ОАО,

данные анкетирования

 

7 дней

1-6 сентября

 

 

 

 

 

14 дней

7- 20 сентября

Цель и задачи

проекта

 

 

 

 

 

Проект,

бизнес-план,

ОАО «КРОКУС»,

диагностические материалы

Оценка

ИГ

 

 

 

 

 

Оценка ИГ

Оценка

экономиста

2-ой этап

РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ (октябрь - май)

Модуль 2

Теоретическая подготовка

 

 

 

 

Приложение 4,5

( план занятий,

экономическаявикторина)

 

Модуль 3

Помещение ШБК

Приложение 6 (фото помещения)

 

 

 

 

 

Модуль 4.

Производство и реализация

Приложение 7, 8,9 (презентация готовой продукции, флаеры, фото ярмарок )

 

 

 

Проведение

занятий с учащимися

по  основам

экономических

знаний,

проведение экономической викторины

 

 

 

 

 

 

участие в проведении ремонтных работ в помещении ШБК,

озеленение,

оформление

офисной и производственной зон,

изучение должностных  и рабочих инструкций

 

 

изготовление и реализация

продукции, рекламная деятельность

 

 

 

приращение

знаний учащихся в области экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оформленное помещение ШБК, изучены  должностные и рабочие инструкции

 

 

 

 

готовая сувенирно-подарочная продукция,

рекламная деятельность,

самоокупаемость, прибыль

 

 

 

 

 

сентябрь-октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до 15.10.

2018

 

 

 

 

 

 

15.10.

2018 – 30.05.

2019

 

 

 

 

экономическая

викторина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

создание презентации о помещении ШБК,

проведение экскурсий в помещение ШБК

 

 

самоокупаемость, получение прибыли от реализации продукции на

ярмарках, общешкольных и районных мероприятиях

 

 

 

 

Оценка ИГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка ИГ

Самооценка, взаимооценка

 

 

 

 

 

Оценка социальных партнёров,  оценка потребителей,

уровень спроса, рентабельность

Самооценка

3-ий этап

АНАЛИТИКО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ

 

Модуль 5.  Результат деятельности

ШБК.

Результативность проекта

Приложение 11,12.13

 ( диаграммы, тексты сочинений презентация)

 

 

 

 

 

проведение собрания акционеров,

итоговая диагностика,

проведение конкурса сочинений

 

 

 

выход на панируемый уровень рентабельности, выплата стоимости акций и дивидентов,

максимальное

достижение

цели проекта, решение поставленных эадач

 

 

 

май

2019

 

 

конкурс сочинений «ШБК в моей жизни»

 

поощрение самых активных членов ШБК

 

 

 

Оценка

социальных партнёров, оценка ИГ

 

самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        8. Социальное  партнёрство

           В ходе реализации проекта  членами инициативной и рабочей групп были привлечены для формирования первоначального капитала учащиеся,  работники школы, родители. Было  создано открытое акционерное общество.   

           Таким образом, все акционеры стали нашими социальными партнёрами. Они помогли нам сформировать Уставный фонд (первоначальный капитал). Благодаря этому компания смогла закупить сырьё и материалы и начать процесс производства. В свою очередь наши социальные партнёры (акционеры) в мае 2019 года вернут деньги,  вложенные в акции  и получат 10% дивидентов к номинальной стоимости каждой акции. Также в качестве социальных партнёров мы привлекли экономиста КСУП «Рубельский» для экспертизы бизнес-плана и документации ШБК. Безусловно, социальными партнерами будут являться и все потребители нашей продукции.

        

                                     9. Бюджет  проекта

Расчётная таблица себестоимости сувениров-подарков «Крокусы»

Таблица 1

№ п/п

Наименование материала

Ед. измер.

Кол.-во

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

1

Шпажки деревянные

шт.

19

2.11 (100 шт.)

0,40

2

Шоколадные конфеты «Lea-Lea», «souffle»

гр.

380

7.50 (1 кг.)

2,85

3

Гофрированная бумага (фиолетовая, жёлтая, зелёная)

см.

135

2.54 (200 см.)

1,72

4

Сетка флористическая

см.

50

5 (100 см.)

2,50

5

Клей

шт.

2

1

2

6

Лента атласная

см.

40

0.60

0,24

7

 

 

 

Итого

9,71

 

Расчётная таблица себестоимости сувениров-подарков «Ананасы»

Таблица 2

№ п/п

Наименование материала

Ед. измер.

Кол.-во

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

1

Шампанское детское

Шампанское Советское

Шт

 

 

Шт.

1

 

 

1

1.60

 

 

4.65

1.60

 

 

4.65

2

Шоколадные конфеты «Lea-Lea», «souffle»

кг

0.5

7.50

3.75

3

Гофрированная бумага ( зелёная)

м

0.25

2.54 (200 см.)

0.32

4

Бумага упаковочная

м

1.0

0.50

0.50

5

Клей

шт.

1

1.00

1.00

6

Лента атласная

м

0.5

0.60

0,30

7

 

 

 

Итого

7.47/10.52

 

Планирование объёмов выпуска продукции и расходов на неё

Таблица 3

№п.п.

Наименование товара

количество

Себестоимость

Одного изделия

сумма

  1.  

Сувенир-подарок «КРОКУСЫ»

30

9,71

291,30

  1.  

Сувенир-подарок «Ананас  детский»

10

7.47

74.70

3

Сувенир-подарок «Ананас взрослый»

20

10.52

210.40

 

Итого

60

 

576.40

  1.  

Планирование расходов на оборудование и материалы

Таблица 4

№п.п.

Наименование товара

Количество

Себестоимость

одного изделия

Сумма

  1.  

Клеящий пистолет

1

20.00

20.00

  1.  

Клей

90

1.00

90.00

3

Канцелярия

 

 

20.00

 

Итого

60

 

130.00

 

Планирование объёмов продаж и выручки от них

Таблица 5

№п.п.

Наименование товара

Количество

Цена

Сумма

  1.  

Сувенир-подарок «КРОКУСЫ»

30

15.00

450.00

  1.  

Сувенир-подарок «Ананас  детский»

10

15.00

150.00

3

Сувенир-подарок «Ананас взрослый»

20

20.00

400.00

 

Итого

60

 

1000.00

 

Планируемая прибыль: 1000.00 - 130.00 - 576.40 = 293.60

Рентабельность - 42%

 

 

 

  1. Мониторинг  эффективности  реализации  проекта

На начало проекта  инициативной и рабочей группами была проведена стартовая диагностика, в декабре 2018 года  - промежуточная диагностика. Был проведён сравнительный анализ посещаемости школы  в шестой школьный день учащимися 9-11 классов за 2017/2018 и 2018/2019 учебные годы. В ходе мониторинга обнаружена положительная динамика в посещении  школы в шестой день: в сравнении с декабрём 2017 года  плюс 33,2%. (приложение 2) Было изучено мнение родителей о качестве экономического образования в учреждении. Оценка деятельности школы, проведённая в декабре 2018 года в сравнении с сентябрём 2018 также имеет положительную динамику. Количество опрошенных, которые дают хорошую оценку деятельности школы, возросло с 49 до 83 %.

         Продемонстрировать свои знания  экономики  ребята смогли во время экономической викторины, которая проводилась инициативной группой по итогам  теоретической подготовки учащихся.

         В декабре 2018 года существенно увеличилось количество учащихся, которые желают быть членами рабочей группы  проекта. Хотят заниматься или производством продукции ( плетение корзинок,   изготовление цветов), или сбытом продукции. Многие заинтересовались ведением финансовой документации (приложение 10.)

         За период деятельности ШБК учащиеся дважды принимали участие в проведении школьных ярмарок (ноябрь 2018, январь 2019 года), реализация продукции осуществляется  также во время общешкольных мероприятий (приложение 9.)

В ходе реализации проекта    члены ШБК представляли компанию на общешкольном родительском собрании (октябрь 2018 года), перед заместителями руководителей школ по воспитательной работе (ноябрь 2018 года),  учителями географии района (ноябрь 2018), во время пресс-тура «Настаўніцкай газеты» по Столинскому району. Материал о деятельности школьной бизнес-компании  можно было прочитать в «Настаўніцкай газеце” за 29 декабря  2018 года.

Во время методического диалога «Познание в сотворчестве» презентация деятельности ШБК и готовая продукция были предложены педагогам  и учащимся из Лядецкого УПК «ясли-сад-средняя школа» и Рубельской средней школы.

Вабищевич Вера, Лешкевич Любовь, Шпаковская Галина – учащиеся 10 класса, члены инициативной   группы, приняли участие в заочном туре конкурса бизнес-идей и бизнес-проектов «Ступени успеха», который проводился НДООЦ «Зубрёнок». По его итогам были приглашены на экономическую смену в «Зубрёнок». В результате девочки стали дипломантами второй степени конкурса бизнес-идей и бизнес-проектов. Кроме этого дипломы победителей были вручены юным бизнес-леди  Белорусским государственным экономическим университетом за презентацию своего бизнес-плана.

         Экономические показатели, достигнутые ШБК на 07.03.2019 свидетельствуют о том, что в компании период самоокупаемости вместо планируемых 6 месяцев наступил после 3 месяцев от начала производства. Уровень прибыли вместо планируемых 290 рублей на май 2019 года на 07.03 составил 315 рублей. Это свидетельствует об устойчивости компании и высоком уровне рентабельности.

Уставный  фонд (сумма от реализации акций): - 420 руб.00

Кассовая наличность на  07.03.2019 – 720 руб.00 коп

Поощрение членов ШБК – 57 руб.00 коп

Расходы для расчёта с акционерами:

420 руб (ст-ть акций)+ 42 руб.(дивиденты) = 462 руб.00 коп.

720 +57-462 = 315 руб.00 коп – чистая прибыль на 07.03.2019.

 

 

 

  1. Потенциал  развития  проекта

Проект может быть использован педагогами как направление работы в шестой школьный день. Результаты промежуточной диагностики, горящие глаза учащихся - членов ШБК, достигнутые успехи на республиканском уровне, постоянный спрос на сувенирно-подарочную продукцию, прибыль, содержательное наполнение шестого школьного дня – это ли не подтверждение того, что проект живёт и обязательно будет востребован в будущем.

 

Литература:

  1. Исследовательская и проектная работа школьников. А.В. Леонтович, Москва, «Вако» 2014.
  2. Компетентностный подход в обучении.   Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Приложение 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ХОТОМЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

 

 

 ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«КРОКУС»

БИЗНЕС-ПЛАН

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА:

производство сувенирно-подарочной продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Хотомель 2018

 

 

Содержание

1. РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА……………………………...2

2.МАРКЕТИНГ…………………………………………..3-8

2.1.рынок сувениров…………………………..3-4

2.2.маркетинговая стратегия…………………5-6

2.3.рекламная политика……………………….6-7

3.КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ  СУВЕНИРОВ-ПОДАРКОВ……7-8

3.1особенности конкурентной среды…………8

3.2 анализ конкурентов в д.Хотомель………..8

4.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН……………………………8-9

4.1оборудование…………………………………

4.2 персонал………………………………………

5.ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН……………………………………10-12

5.1.потребность в капитальных вложениях…

5.2планируемая прибыль………………………

6.ОЦЕНКА РИСКОВ……………………………………….. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        1.РЕЗЮМЕ БИЗНЕС- ПЛАНА

         Наверное, нет в мире такого человека, который не любил бы получать сувениры или подарки. И наоборот, очень многие люди любят дарить сувениры, подарки.  

          В 2018 году на базе  государственного учреждения образования «Хотомельская средняя щкола» создана бизнес-компания  ОАО «КРОКУС».

          Деятельность школьной бизнес-компании строится в соответствии с Положением о порядке создания и функционирования школьных бизнес -компаний в учреждениях образования  и Положением о школьной бизнес-компании.

         Школьная бизнес-компания будет специализироваться на изготовлении и реализации сувенирно-подарочной продукции.  В качестве сувениров-подарков будут изготавливаться букеты, фрукты (ананас)  с использованием ярких сырья и материалов и съедобных товаров, в частности вкусных конфет.

         Численный состав компании 20 человек – это учащиеся ІХ-ХІ классов и руководитель ШБК.

         В основу деятельности  компании положено воспитание трудолюбия и экономической грамотности учащихся.

  вид проекта

   

 

Учебно-образовательный

Тип проекта

Экономический

Предприятие

ОАО «КРОКУС»

Регион

 Брестская область, Столинский район, д. Хотомель

Начало проекта

Cентябрь 2018 года

Длительность проекта

9 месяцев

Участники проекта

КОЛЯДА Надежда Ивановна, руководитель школьной бизнес-компании, Антоненко Анатолий Васильевич, классный руководитель Х кл.,Лешкевич Елена Станиславовна, классный руководительХІ кл, Машлякевич Людмила Васильевна, классный руководитель ІХ класса, учащиеся ІХ-ХІ классов.

Контакты

Тел. (801655) 37097

e-mail: hot@stolin.edu.by

Необходимое финансирование

706.40 белорусских рублей

На что требуется финансирование

Приобретение сырья и материалов

  • Оборудование
  • Канцелярия 

Рентабельность проекта

42%

Период окупаемости

6 месяцев                        

Чистая прибыль за 9 месяцев

 

293.60 белорусских рублей

        

 

                                    

                                         2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

         Данный проект реализуется путём создания ОАО по производству и реализации сувенирно-подарочной продукции. Для этого необходимо будет  проанализировать рынок, разработать бизнес-план, заняться обустройством офисного помещения. Реализация и осуществление проекта  будет проходить в соответствии с календарным планом.

№ п.п

 Наименование этапа

Срок реализации

1

Разработка бизнес-идеи

01.09.2018

  1.  

Анализ рынка

01.09.2018 – 15.09.2018

  1.  

Теоретическая подготовка учащихся

Сентябрь - октябрь

  1.  

Создание ОАО

сентябрь

  1.  

Собрание акционеров

Сентябрь, декабрь, май

  1.  

Распространение акций ОАО

Сентябрь-октябрь

  1.  

Рекламная деятельность

Сентябрь-май

  1.  

Обустройство офисного помещения

01.10.2018 – 15.10.2018

  1.  

Приобретение сырья и материалов

Сентябрь-октябрь

  1.  

Производство товара

С 15.10.2018

  1.  

Организация реализации товара

С 15.10.2018

 

2.МАРКЕТИНГ

          2.1 рынок сувениров

На современном этапе сувенирная продукция — это один из важных элементов маркетинга и выстраивания отношений с целевыми аудиториями потребителей. В их число попадают как обыденные покупатели так и  вип-персоны ключевых клиентов компании, сотрудники собственной компании, так и участники массовых промо-акций, презентаций и других мероприятий с участием большого числа людей. Однако, как и вся рекламная индустрия в Беларуси, сектор «сувенирки» испытал на себе все прелести сокращения рекламных затрат.

Как правило, белорусские компании заказывают сувениры для следующих целей: проведение рекламных кампаний, акций, игр (раздаточные материалы, массовые сувениры, подарки участникам, персональные подарки, массовые рассылки сувениров); продвижение бренда (подарки за покупку, промо-материалы); организация форумов, конференций, выставок и других деловых событий, обеспечение протокольных мероприятий; стимулирование и повышение лояльности сотрудников (комплименты, подарки по поводу, наградные и памятные знаки, подарки за достижение результата); мотивационные программы для дилеров, партнеров, оптовиков (ценные подарки за достижение результата, подарки по поводу, сувенирная продукция для продвижения бренда).

 

 

 

 

 

Как и другие сегменты рынка маркетинговых услуг, белорусская «сувенирка», безусловно, пострадала от кризиса. По оценкам специалистов, пв результате кризиса бюджеты компаний в нашей стране на эти цели сократились, как правило, на 30-50%. Соответственно, все игроки в целом и общем недополучили.

Белорусский рынок продажи и изготовления сувенирной продукции находится в настоящее время на стадии развития: по сравнению со странами-соседями. Потенциал роста очень большой. Сегодня, по оценкам Marketing.by, в данном сегменте рынка работает около 60 компаний. Ожидается, что на волне увеличения маркетинговой активности ведущих белорусских компаний  рынок сувенирной продукции может показать положительную динамику по сравнению с прошлым.

Однако у различных игроков цифры по итогам могут значительно отличаться, что свидетельствует о том, что кризис в этой отрасли еще не закончился.

У ведущих компаний рост продаж может достигнуть уровня 20%. Однако это не есть цифры по рынку в целом. У каждого из ключевых игроков наблюдается своя динамика развития, исходя из конкретной ситуации.

 С учетом несравнимо низких затрат в Беларуси на данный вид продукции по сравнению с соседними странами в пересчете на душу населения тренд расширения данного сегмента маркетинговых услуг в Беларуси можно подтвердить.

По различным оценкам в пятерку лидеров этого сегмента входят следующие компании (приведены в алфавитном порядке): «Бюрократ» ColorExpress «Логотон» Universalpress® «Юнедар»

Рынок сувениров  в Беларуси достаточно развит, и предприятию, имеющему потребность заказать такую продукцию, не составит труда найти квалифицированного подрядчика. В стране представлено большинство европейских и российских каталогов бизнес-сувениров и основных производителей ручек, текстиля, ежедневников и т.д.

Уровень конкуренции умеренный. Наибольшей популярностью в качестве бизнес-сувениров пользуются ручки, кружки, брелоки, бейсболки, майки, ежедневники. Однако все больше клиентов уходят от перечисленного «джентльменского набора», и ассортимент заказываемых ими продуктов постоянно расширяется. В последние годы появились заказы на изготовление сувениров оригинального дизайна.

На рынке царит импорт,  его доля на рынке составляет 90-95%. Лишь отдельные товарные позиции производятся в нашей стране. Это часы, ежедневники, текстильные изделия, офисные принадлежности, но часто соотношение «цена — качество» не в пользу отечественных производителей, к тому же они не обладают достаточной гибкостью относительно сроков и тиражей.

 

Сувенирная продукция — популярный, а главное — эффективный инструмент продвижения товаров, услуг, оживления деловых коммуникаций. Основная проблема заключается в том, что на рынке высока доля срочных заказов, то есть клиенты часто не планируют свои потребности и не обращаются в сувенирные компании заблаговременно, приходится работать      на пределе возможностей, чтобы выполнить заказ в срок. Хотелось бы рекомендовать клиентам обращаться с целью заказа «сувенирки» примерно за месяц до начала события, где она будет распространяться. Это существенно расширит ассортимент товаров, доступных для заказа.

 Ежегодно появляются десятки фирм, заявляющие основным или одним из видов деятельности сувенирную продукцию. Но рынок еще далек от насыщения, потребление сувенирной продукции в Беларуси на одного жителя примерно в 20 раз меньше, чем в Германии, и емкость белорусского рынка имеет неплохие перспективы роста еще на многие годы.

Сувенирный рынок Республики Беларуси сейчас переживает структурные изменения. Уже сформировалась группа лидирующих на рынке компаний. Их отличают развитые контакты с производителями и поставщиками из Европы, России, Юго-Восточной Азии; наличие значительных складских запасов популярных продуктов непосредственно в Беларуси, собственное производство по нанесению логотипов с использованием различных технологий персонификации.

 

           2.2 маркетинговая стратегия

2.2.1 краткая характеристика места расположения школьной бизнес-компании «КРОКУС»

 

Хотомельская средняя школа является одним из основных объектов инфраструктуры д Хотомель.

Школьная бизнес-компания «КРОКУС» будет размещаться  на первом этаже государственного учреждения образования «Хотомельская средняя школа» по адресу ул. Школьная,1 д. Хотомель, Столинский район, Брестская область.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Таблица 1 Показатели активности  населения д.Хотомель

Показатель

2017

2018

Демография

Число родившихся, на 1000 населения

    8

   5

Число умерших, на 1000 населения

   11

 10

Естественный прирост (убыль), на 1000 населения

   -3

  -5

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.

 350.00

400.00

Экономика

Число предприятий и организаций (на конец года), шт.

     9

   9

Торговля и услуги населению

Число магазинов, павильонов (на конец года), шт.

3

   3

 

Таблица 2 Численность населения д Хотомель и аг.г. Рубель

Численность населения по годам (тыс. жит)

 

2017

 0.914/3359

2018

0,880/ 3303

 

         Данные приведённые в таблицах 1 и 2 свидетельствуют о том, что для получения наибольшей выгоды при организации прямых продаж необходимо воспользоваться покупательской способностью не только жителей деревни Хотомель, но и в обязательном порядке покупательской способностью жителей аг.г. Рубель. Условия для этого есть: по пятницам и воскресеньям  в Рубле работает рынок.

         В ходе анализа микросреды выявлены факторы влияющие на рынок сувениров-подарков:

Таблица

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1.Беспербойность работы ШБК

2.Стабильность в приобретении сырья и материалов

3.Приобретение новых потребителей

4.Потребители удовлетворены качеством производимого товара

5.Положительное отношение контактной  аудитории

6.Отсутствие большой конкуренции, нестабильность их работы

1.Задержки в работе, связанные с настроением работников.

2.Нестабильность в приобретении сырья и материалов

3.Потеря существующих связей с потребителями

4.Неудовлетворительность потребителя качеством продукции

5.Отрицателное отношение контактной среды

6.Стабильная работа конкурентов

 

 

2.2.2 производственная и офисная  площади  ШБК «КРОКУС»

Производственную и офисную площади планируется разместить на первом этаже школы, в левом крыле. Для организации производства будет использоваться учебная площадь кабинетов трудового обучения 76,21 м.кв и 91.74 м.кв. Под офис будет использоваться  смежное с кабинетом обслуживающего труда помещение площадью 20,35м.кв.

2.3 рекламная политика  

Рекламная политика - это система утвержденных правил и идей, на основе базовых ценностей компании, регламентирующие целенаправленное управление средствами распространения рекламы, в отношении деятельности субъекта, по отношению к объектам, с целью формирования отношений между ними.

Субъект рекламной политики – школьная бизнес-компания.

Объектами рекламной политики ШБК будет пресса, радио, Интернет и др. распространители информации и конкуренты.

Цели рекламной политики ШБК:

- прописать константы организации рекламной деятельности;

- организовать базовые принципы организации рекламной деятельности;

- структурировать рекламную деятельность;

- разработать систему выбора средств распространения рекламы;

- выбрать и утвердить методы формирования рекламного бюджета;

- прописать базовые методы оценки эффективности рекламной деятельности;

Рекламная политика решит следующие задачи:

- какие выбрать средства распространения рекламы;

- принципы отбора средств распространения рекламы;

- какие выбрать инструменты для привлечения целевой аудитории;

- в каком виде доносить рекламное сообщение до целевой аудитории;

- каким образом выполнить отстройку от конкурентов методами средств распространения рекламы;

2.3.1 презентация  

ОАО «КРОКУС»- это:

  • Яркие по дизайну многофункциональные сувениры-подарки;
  • Красивый и  запоминающийся интерьер офисного помещения;
  • Команда ярких, динамичных молодых людей, желающих получить первый опыт предпринимательской  деятельности.

2.3.2 стимулирование сбыта  

Стимулирование сбыта – использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить и/или усилить ответную реакцию рынка.

       После открытия ШБК через месяц приступить к стимулированию рынка сувениров-подарков в д.Хотомель, аг.г. Рубель, Интернете следующим образом:

 

 

- стимулирование потребителей (купоны, флаеры с красочным описанием продукции, премии, конкурсы, демонстрации)

- стимулирование сферы торговли (проведение совместной рекламы)

-стимулирование собственного торгового персонала ШБК (премии, конкурсы, конференции продавцов).

Цель стимулирования потребителей сведется к следующему:

- увеличит число покупателей товаров производимых ШБК

- увеличит число товаров, купленных одним и тем же покупателем.

 

Таблица 3 Цели стимулирования потребителей

 

                                                    ЦЕЛИ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

РАЗОВЫЕ

  • Увеличить число потребителей;
  • Увеличить количество товара, купленного потребителем;
  • Выполнить показатели плана продаж.

 

  • Ускорить продажу наиболее выгодного товара;
  • Повысить оборачиваемость товара;
  • Избавиться от излишних запасов:
  • Придать регулярность сбыту сезонного товара;
  • Оказать противодействие возникшим конкурентам;

 

  • Извлечь выгоду из ежегодных событий (Рождество, Новый год, День Святого Валентина, 8 Марта и т.д.)
  • Поддержать рекламную кампанию.

Любая операция по стимулированию сбыта будет соответствовать текущему этапу в жизненном цикле товара.

2.3.4 канал продаж

Товар ШБК «КРОКУС» – является уникальным, неповторимым товаром, который способен заинтересовать своей необычностью и многофункциональностью.

Ассортимент товаров в ШБК «КРОКУС» сформирован таким образом, чтобы удовлетворить спрос и потребности населения всех возрастных групп.

Прямые продажи. Этот метод будет использован на начальном этапе входа на рынок.

За продажи будет отвечать старший менеджер  по продажам.

 Нашими потребителями дополнительно могут быть  фирмы и организации, рекламные агентства.

          

3. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ПОДАРКОВ

Конкуренция – фактор, определяющий условия функционирования того или иного рынка - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

 Важно не только то, что покупатель выберет для подарка, но и каким образом он будет презентован. Поэтому каждая единица продукции  будет упакована в фирменную подарочную упаковку. Таким образом, приобретая подарок в ШБК «КРОКУС», потребитель приобретает готовое решение. Остается дело за малым – только подарить.

Стильные, с точки зрения дизайна сувениры-подарки  не могут оставить равнодушным даже самого взыскательного покупателя, при этом своим выбором он непременно приятно удивит родных, близких и друзей.

Доступный размер первоначальных вложений - делают компанию «КРОКУС» привлекательным конкурентом.

3.1особенности конкурентной среды 

Рынок сувениров-подарков имеет ограниченный спрос, кривая спроса поднимается вверх в момент праздников, таких как Новый Год, Рождество, 23 февраля, 8 марта и др. Тем не менее, магазины подарков и сувениров повышают спрос на товары при помощи различных маркетинговых методов и шагов, так как современная индустрия свениров-подарков требует именно этого. 

Рынок сувениров-подарков имеет эластичный спрос, так как имеет замену.

3.2 анализ конкурентов  д.Хотомель

Необходимо провести анализ конкурентоспособности.

На данный момент в д. Хотомель существует немного конкурентов для ОАО  «КРОКУС». Это такие магазины как:

-«Южный»

-«Шторм»

-«Магазин № 37»

Ассортимент сувениров-подарков в магазине «Южный» отсутствует, а в упомянутых двух других магазинах ограничен, так как они в основном специализируются на продаже  продовольственных товаров.

Преимуществом ОАО «КРОКУС» перед конкурентами можно считать яркость товара,   интересный дизайн офисного помещения, демократичные цены.

4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

4.1 оборудование, сырьё и материалы

Для организации производственного процесса будут использоваться помещение и оборудование школы: необходимая мебель (столы, стулья, шкафы). За счёт финансовых средств ОАО будут приобретены: клей-пистолет, клей, канцелярские товары, цветная бумага,  шпажки, упаковочный материал, конфеты, шампанское, сетка флористическая.

Объём выпуска товара (60 единиц) первоначально определён исходя из потенциального спроса, который определён размером деревни Хотомель и количеством населения. Известно, что двигателем торговли является реклама, поэтому  если спрос благодаря рекламе будет расти, то, конечно же, будет увеличен и объём производства.

Спрос на нашу продукцию эластичен, так как наш товар имеет замену.   

Таблица 4 Выручка

Месяц

Сумма выручки (планируемая)

Октябрь

50.00

ноябрь 2018г.

100.00

декабрь 2018г.

150.00

январь 2019г.

150.00

февраль 2019г.

100.00

март 2019г.

200.00

апрель 2019г.

150.00

май 2019г.

100.00

ИТОГО

1000.00

 

Перед нами стоит задача получить максимальную прибыль, но с тем расчётом, чтобы цена товара была приемлемой для наших потребителей, и они не ушли бы от нас к нашим конкурентам. Поэтому, учитывая поставленную задачу, мы будем определять цену методом «средней издержки плюс прибыль», но не будем также забывать об уровне текущих цен.

4.2 персонал 

Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой  в отношениях, регулируемых договором найма.

Определить необходимую численность рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ.

В целом штат компании составит:

1-    Руководитель – 1 ед.

2-    Заместитель руководителя– 4 ед.

3-    Старший менеджер – 4 ед.

4-    менеджер по рекламе -2ед

5-    менеджер по продажам – 4

6-    инспектор по кадрам – 1

7-    рабочие-4

Обладатель подписи финансовых документов – Коляда Надежда Ивановна

В состав команды входят лучшие учащиеся, которые хотят приобрести первый  опыт ведения бизнеса и активных продаж. Основное внимание будет уделено качеству производимой продукции, удобству и простоте обслуживания покупателей и достижению целевой аудитории.

 

5. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Цель финансового планирования в деятельности ОАО «КРОКУС» состоит в увязке доходов с необходимыми расходами.

Для реализации проекта необходимо  706 рублей 40копеек, из которых 706 рублей 40 копеек - заемные. С целью формирования первоначального капитала будет создано открытое акционерное общество (ОАО). Будет выпущено 142 акции по цене 5 рублей.

Срок окупаемости проекта, рассчитанный по показателям чистой прибыли, составлет 6 месяцев.

Плановая выручка  предполагается быть 1000.00 рублей, при этом точка безубыточности будет на 42 %. Это говорит о финансовой устойчивости   ОАО

Как видим проект  является эффективным, приносит бюджетный эффект и, способствует экономическому образованию учащихся.

 

5.1 потребность в капитальных вложениях

 

Расчётная таблица себестоимости

сувениров-подарков «Крокусы»

Таблица 5

№ п/п

Наименование материала

Ед. измер.

Кол.-во

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

1

Шпажки деревянные

шт.

19

2.11 (100 шт.)

0,40

2

Шоколадные конфеты «Lea-Lea», «souffle»

гр.

380

7.50 (1 кг.)

2,85

3

Гофрированная бумага (фиолетовая, жёлтая, зелёная)

см.

135

2.54 (200 см.)

1,72

4

Сетка флористическая

см.

50

5 (100 см.)

2,50

5

Клей

шт.

2

1

2

6

Лента атласная

см.

40

0.60

0,24

7

 

 

 

Итого

9,71

 

 

Расчётная таблица себестоимости сувениров-подарков «Ананасы»

Таблица 6

№ п/п

Наименование материала

Ед. измер.

Кол.-во

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

1

Шампанское детское

Шампанское Советское

Шт

 

 

Шт.

1

 

 

1

1.60

 

 

4.65

1.60

 

 

4.65

2

Шоколадные конфеты «Lea-Lea», «souffle»

кг

0.5

7.50

3.75

3

Гофрированная бумага ( зелёная)

м

0.25

2.54 (200 см.)

0.32

4

Бумага упаковочная

м

1.0

0.50

0.50

5

Клей

шт.

1

1.00

1.00

6

Лента атласная

м

0.5

0.60

0,30

7

 

 

 

Итого

7.47/10.52

 

Планирование объёмов выпуска продукции и расходов на неё

Таблица7

№п.п.

Наименование товара

Количество

Себестоимость

одного изделия

Сумма

  1.  

Сувенир-подарок «КРОКУСЫ»

30

9,71

291,30

  1.  

Сувенир-подарок «Ананас  детский»

10

7.47

74.70

3

Сувенир-подарок «Ананас взрослый»

20

10.52

210.40

 

Итого

60

 

576.40

 

Планирование расходов на оборудование и материалы

Таблица 8

№п.п.

Наименование товара

Количество

Себестоимость

одного изделия

Сумма

  1.  

Клеящий пистолет

1

20.00

20.00

  1.  

Клей

90

1.00

90.00

3

Канцелярия

 

 

20.00

 

Итого

60

 

130.00

 

Планирование объёмов продаж и выручки от них

Таблица 9

№п.п.

Наименование товара

количество

Цена

сумма

  1.  

Сувенир-подарок «КРОКУСЫ»

30

15.00

450.00

  1.  

Сувенир-подарок «Ананас  детский»

10

15.00

150.00

3

Сувенир-подарок «Ананас взрослый»

20

20.00

400.00

 

Итого

60

 

1000.00

 

5.2. Планируемая прибыль: 1000.00 - 130.00 - 576.40 = 293.60

Рентабельность – 42%

 

6. АНАЛИЗ РИСКОВ

 

         Несмотря на то, что  ШБК создаётся впервые и в д. Хотомель нет сильной конкуренции, минимальные риски всё-таки существуют:

          1.Ограниченность в финансовом обеспечении населения

 

 

 

          

                                                                                               Приложение 3

                   

Динамика посещаемости школы учащимися 9-11 классов в шестой школьный день 2017/2018 учебном году и в 2018/2019 учебном году

 

 

2017/2018 (44 учащихся)

2018/2019(41 учащийся)

октябрь

20 – 45%

30 – 73%

декабрь

26 -58%

38 – 81,2%

май

15 – 33%

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Приложение 4

 

Учебный план теоретической подготовки ущачихся

 

вопросы для изучения

количество часов

1

Экономика. Отрасли экономики

1

2

Экономические ресуры

1

3

Труд. Заработна плата.

1

4

Рынок. Конкуренция. Предпринимательство

1

5

Занятость и безработица

1

6

Маркетинг

1

7

Экономическая культура

1

8

Школьная бизнес-компания .ОАО

1

 

 

 

 

                                                                  Приложение 5

 

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ

 

1.Дайте четыре определения понятию «экономика”

2.Заполните схему “Отрасли экономики”

3.Назовите, известные вам,  виды экономических ресурсов

4.Дайте определение понятиям: труд, заработная плата, налоги, рынок, конкуренция.

5.Расшифруйте шифрограмму

6.Пройдите валютный лабиринт

 

                                                                       

                                                                                                                 

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          

 

 

 

                                                                                                                     

 

 

                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поделиться в: