проект Школа-территория здоровья

проект Школа-территория здоровья

30.08.2024

 

                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                           Директор государственного

                                                                                               учреждения образования

                                                                                               «Хотомельская средняя

                                                                            школа»

                                                                                               ___________И.А. Мозоль

                                                                            ______________________

 

Информационная карта проекта

«Быть здоровым - здорово»

  1. Название проекта

Межведомственный информационно-образовательный проект «Школа, содействующая укреплению здоровья, реализующая мероприятия по формированию культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни в системе «педагогические работники – учащиеся – родители»

  1. Тематическое направление, по которому представлен проект:

Пропаганда и формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика  заболеваний (понижение остроты зрения, болезни костно-мышечной системы).

  1. Проблемное поле проекта:

Наблюдается увеличение количества случаев заболеваний костно-мышечной системы и количества случаев понижения остроты зрения (по результатам медицинских осмотров учащихся).

  1. Цель проекта:

Сохранение и укрепление здоровья учащихся путём формирования здоровьесберегающей среды в учреждении общего среднего образования и в домашних условиях

 

  1. Задачи проекта:
  • информировать учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды;
  • формировать мотивацию к сохранению здорового образа жизни и предупреждению развития отклонений и ухудшений в состоянии здоровья;
  • создать систему профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и понижение количества заболеваний костно-мышечной системы, повышение остроты зрения;
  • воспитывать в учащихся чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих;
  • активно привлекать к вопросам сохранения и укрепления здоровья заинтересованных лиц - представителей организаций, специалистов, родителей и законных представителей учащихся;

 

  1. Срок реализации проекта

сентябрь 2024 – май 2025 гг.

 

  1. Участники проекта
  • Педагоги Хотомельской средней школы;
  • фельдшер Хотомельского ФАПа, врачи Рубельской амбулатории;
  • члены первичной организации БРСМ;
  • родители, законные представители учащихся;
  • учащиеся;
  • члены ученического самоуправления;
  • Столинское РОВД;
  • РОЧС г. Столина.

 

  1. Актуальность проекта

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. По определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье характеризуется развитием памяти, внимания и мышления, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств, оно зависит от состояния головного мозга.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

      Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также курение школьников.

     Для создания единой системы здоровьесберегающих мероприятий, направленных на обеспечение оптимального роста и развития ребенка и повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, необходим действенный «инструмент», которым является реализация на базе Хотомельской средней школы  информационно - образовательного проекта «Школа, содействующая укреплению здоровья, реализующая мероприятия по формированию культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни в системе «педагогические работники – учащиеся-родители» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016-2020 гг.». Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.

Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

 

  1. Направления работы проекта
  • организация здоровьесберегающего образовательного процесса:  обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и техники безопасности; нормализация учебной нагрузки, создание комфортных условий на уроках, выявление трудностей, их анализ и поиск преодоления; организация рациональной системы питания учащихся; обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся; создание банка данных по заболеваемости обучающихся; анализ эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий; психологическая помощь учащимся.
  • инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями: проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности, организация родительского всеобуча; изучение опыта работы других учреждений образования по применению здоровьесберегающих технологий;
  • учебно-воспитательная работа: использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий; разработка тематических классных часов;
  • создание здорового воспитательного пространства: осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики развития детей для определения причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении; диагностика психологического климата в классном коллективе; профилактика социально-психологической дезадаптации; оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям, нуждающимся в повышенном педагогическом внимании, и их родителям; социальный патронаж неблагополучных семей; организация и проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
  • оздоровительно-профилактическая работа: проведение в школе праздников здоровья; проведение дней здоровья; проведение спортивно-массовых мероприятий; профилактические мероприятия в период каникул и в шестой школьный день.

 

  1. Формы работы по реализации проекта:
  • информационные часы;
  • беседы;
  • лекции;
  • кинолектории;
  • дискуссии;
  • ток-шоу;
  • круглый стол;
  • анкетирование;
  • игры;
  • акции;
  • тренинги;
  • родительские собрания;
  • семинары-практикумы;
  • спортивные соревнования;
  • Дни здоровья;
  • Олимпийские дни;
  • спортландии;
  • праздник здоровья;
  • конкурсы творческих работ (рисунков, плакатов, буклетов, сочинений…);
  • выпуск информационных бюллетеней, школьных газет;
  • олимпиада по ЗОЖ;
  • уроки здоровья;
  • выставка литературы.

 

  1. Основная идея проекта

Обеспечение учащегося высоким уровнем реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья.

 

  1. Перспективный план проекта

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственные

Проведение ежегодных медосмотров обучающихся, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья

ежегодно

  Пашкевич А.Н., врач общей практики

Мониторинг состояния здоровья обучающихся по состоянию на начало учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием)

ежегодно

 Филанович Л.Г., фельдшер Хотомельского ФАПа

 

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса

ежегодно

Педагогические работники учреждения

Грамотная организация образовательного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др)

ежегодно

Администрация, учителя – предметники

Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школьных помещениях: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование школьных помещений

ежегодно

Администрация

Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров

ежегодно

Коляда И.А.

 

Проведение «Дней здоровья»

ежегодно

 Коляда И.А.

Проведение мероприятий по оптимизации двигательного режима

в течение проекта

 Классные руководители, руководитель физвоспитания

Организация и проведение гигиенического обучения и воспитания педагогов, родителей и обучающихся

в течение учебного года

Администрация,   медицинский работник

Обеспечение контроля со стороны классных руководителей по недопущению использования мобильных телефонов, планшетов для выхода в интернет и игры учащимися начальных классов на переменах

постоянно

Администрация, классные руководители

Обеспечение контроля за выполнением запрета курения табака в здании учреждения и на ее территории

постоянно

Администрация

Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни

ежегодно

Котко И. М..

Эстетическое оформление интерьера класса, школы (информационные стенды, смотр кабинетов)

ежегодно

Руководство школы, классные руководители, заведующие кабинетов

Активизация активного отдыха на переменах

ежегодно

Учителя предметники

Организация детских оздоровительных площадок

ежегодно

Руководство школы

Оздоровление детей в школьном оздоровительном лагере и ДРОЦ

ежегодно

 Вабищевич Л.А.

Тестирование учащихся по выявлению вредных привычек

ежегодно

 Пашкевич М. И.

Организация питания в школе

ежегодно

Котко С.Н.

Организация и проведение тематических встреч с врачами Рубельской поликлиники, представителями православной церкви, РОВД и РОЧС

ежегодно

Администрация

 

 

  1. Этапы реализации проекта
  • организационно-подготовительный этап:
  • создание инициативной группы, распределение обязанностей среди участников;
  • организация сотрудничества и партнёрства, согласование планов;
  • изучение вопроса формирования здорового образа жизни в детской среде (анкетирование, обработка и анализ полученных результатов);
  • изучение степени информированности по вопросам здорового образа жизни родителей;
  • подготовка необходимых документов для успешной реализации проекта (проектирование, перспективное планирование, разработка памяток для учащихся, родителей, педагогов, рекомендаций).
  • информационно-ознакомительный этап:
  • изучение содержания имеющегося опыта;
  • планирование конкретных мероприятий по реализации проекта;
  • определение сроков и исполнителей.
  • исполнительский этап:
  • проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и понижение уровня заболеваемости костно-мышечной системы, системы кровообращения;
  • обучение учащихся основами безопасной жизнедеятельности и здоровому образу жизни;
  • создание образовательной среды, благоприятной для саморазвития личности учащегося;
  • контрольно-итоговый этап:
  • подведение итогов и анализ полученных результатов, соотнесение полученных результатов с поставленными задачами.
  • проведение оценки эффективности информационного проекта
  • размещение фотоотчёта и информации о проведённых мероприятиях на сайте школы.
  1. Социальные партнёры в реализации проекта
  • Рубельская поликлиника Столинской ЦРБ;
  • Столинское РОВД;
  • РОЧС г.Столина;

 

  1. Эффективность проекта
  • повышение уровня здоровьесберегающей компетентности учащихся, их родителей по проблемам:
  • - профилактика заболеваний (нарушение костно-мышечной системы, системы кровообращения);
  • формирование стойких установок на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
  • уменьшение напряжения адаптационных механизмов, повышение функциональных возможностей организма, развитие физического потенциала, снижение заболеваемости учащихся и педагогов;
  • объединение усилий различных структур для сохранения и укрепления здоровья детей: укрепление связей с родителями, развитие сотрудничества между школой и другими организациями, поддерживающими школу в деятельности по профилактике заболеваний;
  • коррекция рисковых форм поведения учащихся (табакокурение, алкоголь, наркозависимость, ранняя сексуальная активность). 
  1. Показатели эффективности реализации проекта
  • не менее 93 % учащихся включены в спортивно-оздоровительную работу;
  • 100 % выполнения требований СанПиНа;
  • более 95% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;
  • положительная динамика здоровья учащихся за три года;
  • уменьшение количества или отсутствие поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), отсутствие  учащихся, в отношении которых проводится ИПР;
  • степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;
  • отсутствие перегрузок учебной деятельности;
  • отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).
  • повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию форм и методов работы по формированию навыков ЗОЖ;
  • уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;
  • наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;
  1. Авторская группа проекта 

Котко И. М., ответственный за реализацию проекта;

Котко С.Н., ответственный за организацию питания учащихся;

Филанович Л.Г.,  фельдшер Хотомельского ФАПа;

Вабищевич Л.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

свернуть
поделиться в: